В бизнесе мы все самозванцы — нас здесь никто не ждал», — эту шутливую присказку генерального директора компании «АЛТЭКС» Андрея Городнова знает каждый, кто с ним общался хоть однажды. Шутки шутками, но «самозванца» Городнова действительно никто не ждал на рынке офисных товаров и услуг, на котором «АЛТЭКС» стал «АЛТЭКСом». Неожиданностью для участников нижегородского рынка интернет-кафе стало и открытие год назад интернет-центра «6 этаж». То же самое относится и к последнему проекту компании — построению розничной сети «Домашний компьютер». «АЛТЭКС» оккупировал рынок в минимальные сроки, возвел фортификации и готов к схватке с конкурентами в любой момент.
Одомашнивание компьютера
- Андрей Геннадьевич, осваивая рынок компьютерной розницы, создавая сеть компьютерных магазинов «Домашний компьютер», «АЛТЭКС», возможно, подготавливает почву этого рынка для прихода московских торговых сетей. Не опасаетесь ли вы, что плодами вашего труда смогут легко воспользоваться московские «гости», которые придут на «готовенькое»?
- Что значит «опасаетесь»? Есть риск принятия решения, есть риск не принятия решения. Риск действия и риск бездействия. Я сторонник риска действия: волков бояться — в лес не ходить.
Рынком, который сейчас завоевывает сеть магазинов «Домашний компьютер», мы интересовались и раньше, но тогда он был для нас непонятным, поскольку еще только формировался. Пока он был маленьким, крупные компании им мало интересовались. Сейчас он сегментируется, развивается, и я думаю, что скоро с компьютерным рынком произойдет то же самое, что и с рынком сотовой связи. Если в 1994 году я гордился огромным сотовым телефоном, приобретенным за 1200 долларов, платил по 80 центов за минуту разговора, а у первого сотового оператора ПССР тогда было 600-700 абонентов, то сегодня мобильники - совершенно массовая вещь. С компьютерами произойдет то же самое, только сегодняшний компьютерный рынок напоминает рынок сотовой связи образца 1994 года.
- Неужели все так запущено?
- По нашим исследованиям, степень компьютеризации нижегородских семей составляет не более 15%, а если говорить о Дзержинске, Павлове, Кстово, то не более 5% семей в этих городах имеют дома компьютеры. Для сравнения, в Москве 50% семей установили дома хотя бы один компьютер. С одной стороны, эти данные говорят о неразвитости рынка, с другой — это общеэкономическая ситуация в нижегородском регионе: у населения просто нет денег. Но что характерно, половина нижегородцев, не имеющих автомобилей, покупает компьютеры.
Словом, сегодня этот рынок стал для нас интересен, стало понятно, по каким законам он развивается, и поэтому мы пытаемся его завоевать. Приход крупных федеральных сетевиков на этот рынок обязательно произойдет, и очень скоро. Мы это осознаем совершенно ясно и не говорим, что у них против нас нет шансов, и мы легко выиграем конкурентную борьбу. Просто у нас есть своя стратегия, опираясь на которую, мы считаем, что сможем уверенно с ними конкурировать. Собственно, это уже происходит — в Нижнем работают филиалы таких компаний, как «ВИСТ», Formoza, «Поларис». Кроме того, «М.Видео» и «Эльдорадо» продают компьютеры. Но мы все разные, у нас разные стратегии продаж, и никто не мешает процветать таким разным компаниям, даже, несмотря на некоторую инертность рынка в целом.
- Почему вы считаете его инертным?
- Просто потому, что он пока еще только развивается. Конечно, и сам технологический процесс имеет значение. Если сравнивать, например, с продуктовым рынком, компьютерщики более медлительны и в продажах, и в изучении рынка — у них товар не испортится, поэтому и спешить вроде бы некуда. Любая нижегородская компьютерная фирма убеждена, что у нее самые хорошие цены и с ними она занимает 50% рынка. Причем суждения эти базируются не на данных маркетинговых исследований, а на их личной убежденности в этом! Достаточно обойти 4-5 компьютерных фирм, чтобы выяснить, что только они одни занимают вместе 200% рынка. И это их не смущает — настолько велико их самомнение. Они огораживают себя от реальной рыночной ситуации, прячутся в своей маленькой замкнутой системе. Но, как и в любой замкнутой системе, энтропия постоянно растет и заканчивается деградацией. Как следствие, компьютерщики, занимаясь самолюбованием, забывают о клиенте. Это легко заметить, посетив любой небольшой компьютерный салончик, многие из которых до сих пор находятся в подвальных помещениях. Продавцы там поглощены компьютерными играми, посетитель может зайти в салон и покинуть его, и при этом никто даже не поинтересуется, что же его интересовало.
- Это действительно встречается сплошь и рядом.
- Да, и проблема не только в этом. Другая причина, по которой рынок компьютерной розницы не развивается, связан со сложностью самого продукта. Разбираются в компьютерах и без того очень малое количество людей. А продавцы ничего не сделали для того, чтобы сделать товар более простым для понимания. Причем для понимания даже не столько в процессе эксплуатации, сколько в процессе покупки. Миссия «Домашнего компьютера» - сделать товар максимально простым в обращении. Потребителя не должно волновать, что внутри у компьютера. Случится поломка - то проблемы сервисного центра. Тем не менее, до сих пор, приходя в салоны большинства компьютерных компаний, покупателю сложно понять, о чем ему говорит продавец. Продавцы в большинстве своем — вчерашние хакеры, очень гордые своей причастностью к касте компьютерщиков, и говорят на другом языке, полном непонятных терминов. Обычного покупателя это отпугивает. Выигрывает конкуренцию тот, кто говорит с клиентом на его языке.
Слагаемые успеха
- Принятие решений, возможно, самый важный момент в работе бизнесмена. Испытываете ли вы трудности, сомнения, колебания, принимая то или иное решение? Как это происходит - решение принимается спонтанно, «голосуете сердцем», или каждое решение - результат тщательных раздумий и глубокого анализа?
- По-разному бывает. Большинство решений по текущим делам принимается, основываясь на интуиции, здравом смысле, жизненном опыте: «Так кажется. Я так чувствую. И это должно быть так». Но если говорить о решениях по конкретным проектам, то здесь все зависит от прозрачности и ясности этого проекта. У любого проекта обязательно есть риски, которые нужно взвесить и учесть. Эмоции и интуиция здесь не имеют значения. В этом случае, даже если проект в целом мне нравится, решение будет принято только на основании расчетов, фактов и доказательств.
- Часто ли вы ошибаетесь? Как реагируете на свои просчеты в стратегии и тактике бизнеса? По вашему мнению, как нужно правильно на них реагировать?
- Без ошибок не бывает бизнеса. Чаще всего они зависят от конкретных людей. Если виновник будет пытаться снять вину с себя, он потеряет репутацию, доверие своих коллег. Не важно, рядовой это менеджер или глава компании. Если ошибка произошла по моей вине, я ее признаю, и мы дальше думаем все вместе, как выбраться из сложившейся ситуации. Это моя задача, обязанность — ни на кого не сваливать свою ответственность. А реагировать на ошибки можно только одним образом: как можно скорее сделать все, чтобы ее исправить.
- Извлекаете ли вы конкретную практическую пользу из чтения деловой прессы, бизнес -журналов? Отвечают ли они требованиям бизнесменов?
- Конечно, польза от чтения деловой прессы, безусловно, есть. Но, как правило, например, из 100 страниц журнала реально мною прочитывается страниц 5-10, остальное просматривается. Если есть какие-то близкие, интересные мне темы - по поглощениям -слияниям, брэндингу, отраслевым проблемам, рынкам канцтоваров или IT-технологий, - все это отслеживается.
Чтобы принимать правильные решения, можно верить только самому себе, но, с другой стороны, приток информации извне - из газет, журналов, Интернета - позволяет сопоставлять данные разных источников и как раз на основе этих сопоставлений и принимать правильные решения. Без постоянного притока информации заниматься бизнесом вообще опасно.
- Существуют ли персоны в российском и нижегородском бизнесе, которые для вас являются «кумирами», которым вы по-хорошему завидуете и уважаете?
- Кумирами не могу назвать никого, а уважение вызывают известные в Нижнем Новгороде имена, которых масса. Вообще, для нижегородских бизнесменов характерны две особенности. Во-первых, они все самозванцы, никто их в бизнесе не ждал. Во-вторых, по образованию большинство из них «технари» — физики, химики, математики. Они не экономисты, но, тем не менее, успешные предприниматели. Уже за одно это я уважаю очень многих.
Кстати сказать, наиболее интересные и успешные бизнесмены — «продуктовики». А причина очень проста — характеристики продукта. Время на принятие решения в этом бизнесе минимально. Пока ты раздумываешь, как повыгоднее продать ящик сосисок, за ночь эти сосиски могут испортиться. Поэтому у них совершенно иная, гораздо большая скорость мышления, чем, скажем, у тех же компьютерщиков. Как результат, бизнес у «продуктовиков» развивается гораздо быстрее.
- Посещаете ли вы бизнес-тренинги, семинары, различные курсы дополнительного образования? Есть ли практическая польза от этих мероприятий?
- Обязательно. И сам посещаю, и компания тратит серьезные суммы на обучение сотрудников. Как бывший спортсмен, я абсолютно уверен, что бизнес — такая вещь, что, как и в спорте, здесь в условиях жесткой конкуренции можно быть успешным и эффективным, только если постоянно тренироваться. Как только вы теряете доступ к потоку постоянно обновляющейся информации, вы начинаете делать ошибки и не выдерживаете конкуренции. Точно так же и с тренингами: вы должны постоянно черпать все самое лучшее, полезное, новое. Другое дело, что поток информации очень большой, и, возможно, не все в нем является нужным, приходится его фильтровать.
Я для себя вывел такой принцип: если я посетил тренинг, который стоит, к примеру, 500 долларов, и вынес оттуда хотя бы одну полезную мне идею, за счет которой я потом заработал хотя бы 600 долларов, значит, это уже хорошая инвестиция. Из последних посещенных тренингов мне понравилось общение с Радиславом Гандапасом. В прошлом году совершенно потрясающее впечатление я получил от московского семинара Кьела Нордстрема, автора «Бизнес в стиле фанк». Плохо, что многие популярные нижегородские семинары и тренинги, по моему мнению, сильно отстают от потребностей бизнесменов. По крайней мере, это касается нашей компании. То, что сегодня является модной темой, о чем говорят на всех местных семинарах, скажем, финансовый анализ, для нас было актуально и востребовано лет 5-6 назад, а сегодня уже неинтересно. Получается так, что мы постоянно идем на шаг впереди. Сегодня нам интересно все, что связано с областью управления персоналом: искусство обучать, создание команды, развитие харизматичности, лидерства и т. п.
- Почему именно эта тема?
- Потому что для нас самая серьезная проблема на сегодняшний день - отсутствие конкуренции на рынке персонала. Конкуренцию выигрывают те, кто имеет ресурс по персоналу. Между тем, спрос на профессионалов резко превышает предложение. Причем дефицит установился на любых специалистов, начиная от водителей, слесарей и продавцов и заканчивая IT-специалистами и топ-менежерами. Желающие есть, но нет достойных. Нет воспроизводства кадров, и непонятно, где их найти. Принимать на работу и обучать под себя — не лучший вариант, поскольку при бурном построении бизнеса требуется сразу полностью подготовленный и обученный персонал. А обучение - процесс долгий и инертный, времени на это нет.
Развенчание мифов
- По вашему мнению, существует ли осязаемая грань между малым и средним бизнесом? К какому бизнесу вы относите свою компанию?
- Из-за разных градаций малого и среднего бизнеса, осязаемую грань, я думаю трудно провести. По нижегородским меркам я бы отнес «АЛТЭКС» к среднему бизнесу, по федеральным — не возьмусь судить. Если оценивать по численности персонала, то мы опять же скорее средний бизнес - у нас работает 500 человек. Малый и средний бизнес - это как два слова в русском языке: «хорошо» и «плохо». Одна и та же вещь в разных условиях может быть плохой или хорошей. Так же и с малым и средним бизнесом. Например, по европейским меркам, если оборот компании составляет более 100 миллионов долларов в год - это уже крупный бизнес. Но нужно же учитывать множество нюансов, например, в какой нише работает этот бизнес. Если объем всего рынка составляет 100 миллионов долларов в год и ниша одной компании составляет 25% этого рынка, то это — очень крупная компания для такого рынка.
- Как вы считаете, существует ли в российском бизнесе культура завершения, выхода из бизнеса? Всем понятно, как начинать проект, а приходилось ли вам осуществлять закрытие бизнеса вплоть до его банкротства?
- Мне не приходилось. Но вообще, начиная бизнес, наши предприниматели мало задумываются о том, как они потом этот бизнес будут закрывать. Если в Америке совершенно нормальны и обыденны процедуры продажи, банкротства и тиражирования бизнеса, то в России из-за неразвитости этого сектора экономики люди об этом просто не думают, вернее, у них нет понимания: что будет в конце? Европейский и американский бизнес развивается десятки, а то и сотни лет, и там существуют корифеи бизнеса - люди с огромным опытом и авторитетом, способные ответить на любые вопросы. Они могут дать ответ на вопрос, что бывает с бизнесом, когда бизнесмену стукнет 70 лет? Российский бизнес молод, и таких «аксакалов» у него нет. У нас не с чем сравнивать. Бизнесмены в большинстве своем молоды и всерьез о будущем думают немногие из них, находясь под влиянием иллюзии, что их бизнес будет вечным. Каждый считает, что этот бизнес пребудет с ним до самой смерти, и о продаже, не то что о банкротстве, даже не помышляет, совершенно не задумываясь о том, что через два года этот бизнес могут просто смести с рынка, растоптать. А такие процессы происходят сплошь и рядом, и это нормальное течение бизнеса. В «АЛТЭКС» периодически принимаются на работу бывшие собственники бизнеса, разорившиеся и вынужденные пойти наймитом в более успешные компании, иногда к своим бывшим конкурентам.
- Что лучше - работать наймитом или быть собственником бизнеса?
- Я и так наймит, поскольку я - гендиректор. Конечно, при этом я еще и собственник. Это, кстати, тоже отличительная черта российского бизнеса - один человек часто и собственник, и наемный менеджер. Следить приходится буквально за всем, происходящим в компании, от чего в голове начинает двоиться и троиться - кто я, где я? Мне кажется, в этом нет ничего хорошего.
Что лучше, собственник или наймит, - это вопрос о том, чем в жизни интересно заниматься. Я достаточно счастливый человек, потому что занимаюсь тем, что мне интересно: управляю, строю планы, руковожу. Если я сейчас перейду в разряд только собственника и буду сидеть сложа руки, ждать своих дивидендов, - это скучно. А жизнь должна быть активной, в ней должен присутствовать драйв, ощущение того, что у тебя что-то в этой жизни получается и получается хорошо. По большому счету, люди в малом бизнесе все-таки менеджеры, а не собственники, хотя юридически фирмы принадлежат им. Если предложить такому менеджеру-собственнику продать бизнес, он ужаснется: как, я же собственник, я не могу продать дело своей жизни. Но на встречный вопрос о том, что он как собственник от своего бизнеса получает, самый частый отвеет - ничего, кроме головной боли. Замкнутый круг таков, что если малое предприятие достаточно успешно, то темпы его развития очень динамичны, а любой рост требует дополнительных ресурсов. Даже если компания зарабатывает прибыль, то нужно решать, что с этой прибылью делать дальше? И чаще всего ответ — расти дальше. Прибыль реинвестируется обратно в компанию. Ожидания собственника, что он когда-то эту прибыль положит, наконец, себе в карман – миф. Собственник вынужден сам себя убеждать в том, что нужно вкладывать и вкладывать в компанию снова и снова.
Чем же он в итоге как собственник управляет? Да ничем! Сам он вынужден регулярно принимать решения о возвращении заработанных денег обратно в бизнес. Естественно, если бизнес при этом еще и успешно развивается, собственных средств ему не будет хватать, потребуются сторонние инвесторы, кредиторы и т.д. Это бесконечный процесс и выйти из него собственнику – менеджеру практически невозможно. Так что такие собственники вырождаются, в конечном счете, в обычных менеджеров. О стопроцентной собственности на бизнес говорить не приходится, по крайней мере, я таких собственников не видел.
- По вашему мнению, должна ли у каждого конкретного бизнеса существовать конечная цель? Или это процесс, который значим сам по себе? Что делать, если цель достигнута?
- У любого бизнеса есть три сценария развития: либо быть проданным, либо быть разоренным, либо тиражироваться. Никто ничего иного пока не придумал. Если бизнесмен мечтает создать дело семьи на всю жизнь, и полагает, что в этом бизнесе будут работать его внуки, он, мягко говоря, наивен. Это все иллюзии, так не бывает. Бизнес не живет вечно, бизнесы покупаются, продаются, разоряются. Цель бизнеса должна быть за пределами самого бизнеса, иначе после достижения этой цели неминуемо возникнет тупик и депрессия: а что дальше? Если бы у человека была цель стать миллиардером, то что бы он стал делать после достижения этой цели? Такие предприниматели, ставящие перед собой цель заработать сколько-то денег, обречены на провал. Вы думаете, если бизнесмен зарабатывает миллион долларов в год, то он все их тратит? Вовсе нет, человеку нужно очень мало. Ежедневно мне необходима свежая рубашка и что-то на обед. Для меня бизнес - очень интересная и забавная вещь, хотя и настолько же сложная, как вся жизнь. Бизнесу нужна миссия, которая бы находилась за его рамками. Исполнение этой миссии условно можно назвать некой целью. Для настоящего предпринимателя не важно, чем заниматься - торговать ластиками или строить корабли. Главное, чтобы рынок был интересен и бизнесмен чувствовал, что он может себя на этом рынке проявить, развиться как личность. Важен процесс, а деньги - только следствие.
Всему свое время.
- Значит, сейчас вы все время посвящаете бизнесу. Сколько времени вы проводите на работе, работаете ли в выходные, если да, то пытаетесь ли с этим бороться или вы, наоборот, считаете, что это нормально и правильно?
- Суббота и воскресение для меня табу. На это меня вдохновила книга Ли Якокка «Карьера менеджера». Если человеку приходится работать в выходные, значит, либо у него слишком много работы, либо он малоэффективен на этой должности. В любом случае, долго он так не проработает. Поэтому выходные я всегда провожу дома, если только на эти дни не приходятся какие-нибудь тренинги или семинары.
- В политику не тянет?
- Пока нет. Хотя всему свое время. Сегодня мне неинтересна и чужда политика, мне нравится заниматься бизнесом. С другой стороны, в пору моего студенчества бизнес мне тоже казался абсолютно непонятным и неинтересным занятием, и я тогда даже не мог предположить, что стану им заниматься. Нужно концентрироваться на чем-то одном, невозможно успевать быть успешным в двух разных сферах, это тоже миф.
Я был профессиональным спортсменом, занимался только спортом и ничем другим. Потом, когда захотел учиться и уйти в науку, спорт оставил. Когда завершился процесс с учебой и наукой, захотелось заниматься бизнесом, я ушел в бизнес. Захочется заниматься политикой - я брошу бизнес, сосредоточусь на политике. По-другому не получится.
- Если исходить из теории о трех сценариях развития для любого бизнеса, вы строите бизнес, чтобы его затем продать?
- Посмотрим. От банкротства, конечно, никто не может зарекаться, и мы делаем все, чтобы этого не случилось. Но, в конечном счете, что-то нам, видимо, придется продать, или, наоборот, прикупить, либо привлечь дополнительные инвестиции в нашу компанию для того, чтобы начать тиражировать бизнес. Но это не задача ближайших двух лет - емкость рынка, на котором мы работаем, еще позволяет нам развиваться в намеченном направлении в тех же сегментах, не выходя на пределы Нижегородской области. А дальше — мы не скрываем того, что собираемся тиражировать свой бизнес, если все будет так, как мы планируем. В какую сторону, еще не решили, но есть рынки гораздо интереснее, чем нижегородский, — Самара, Татарстан, Саратов, Чебоксары, Киров и другие. Могу сказать, что это будет одна из соседних областей. Наши расчеты таковы, что если уж мы добились успехов на таком инертном рынке, как в Нижнем Новгороде, то, выйдя на более перспективный рынок, где больше объемы продаж и больше платежеспособность населения, нам будет гораздо проще делать этот бизнес, даже с учетом тамошней конкуренции и рыночной ситуации.
Максим КРИВОНОГОВ, Сергей ПИЧУГИН |