Напомним, IP-телефония подразумевает не только дешевые междугородние и международные телефонные переговоры, как ее до последнего времени оценивали российские потребители, Потенциал этого вида связи значительно шире. Для передачи голоса используются каналы передачи данных, что позволяет одновременно обмениваться большими объемами информации различных видов: голосовой, текстовой, графической и даже видео.
- IP-телефония интересна прежде всего компаниям, либо много тратящим на междугородние и международные телефонные переговоры, либо имеющим разветвленную офисную сеть, — говорит генеральный директор ЗАО «АЛТЭКС — группа компаний» Андрей Городнов. — Именно разветвленная офисная сеть стала первопричиной внедрения полноценной IP-телефонии в ООО «Автозаводские энергетические сети».
Офисы ООО АЭС географически удалены друг от друга, поэтому стандартный путь их объединения в локальную телефонную сеть с прямым доступом в Интернет экономически менее выгоден. В таких случаях компании либо прокладывают кабель, либо покупают выделенную линию у оператора. Это решение вполне разумно, когда у организации два офиса, А если их десять?!
- Нашей целью было наиболее дешевым способом организовать в компании и телефонную связь, и Интернет, и внутреннюю телефонную сеть, — рассказывает генеральный директор «Сетей» Александр Котельников. — Теперь с одного IP-телефона я могу совершать и прямые городские звонки, и внутрикорпоративные, и выходить на компьютере в Интернет.
Все это, конечно, можно осуществлять и с помощью обычной офисной АТС, имеющей доступ к сетям передачи данных провайдеров телекоммуникационных услуг. Однако есть несколько маленьких, но очень существенных «но». Установка обычных АТС уже подразумевает несколько телефонных номеров компании, оплачивать которые недешево, и соответствующие затраты на оборудование и аппараты. В этом смысле интегрированная система IP-телефонии обходится автозаводской компании в два раза дешевле, чем Интернет и обычная телефония.
- Она позволяет объединять все офисы компании в одну сеть, — поясняет Андрей Городнов. — При этом разговоры внутри сети осуществляются бесплатно, а внешние звонки, как минимум, в половину дешевле.
IP-телефония использует для передачи голосового трафика интернет-каналы, а потому вполне совместима и с беспроводными технологиями. Благодаря системе Wi-FI, руководитель предприятия получил возможность связи с корпоративной сетью из любой точки в радиусе нескольких десятков метров.
ЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ
Так что же требуется, чтобы IP-телефония стала реальностью для нижегородских компаний? Прежде всего, разумеется, воля руководителей.
- Российская практика показывает, что IT-решения в целом и IP-телефония в частности вызывают интерес в тех отраслях, где идет борьба за сокращение издержек, — говорит глава «АЛТЭКСа», — Это сырьевая и ресурсопроизводящая отрасли. Поэтому интерес к IP-телефонии со стороны компании «Автозаводские энергетические сети» вполне закономерен. Но без волевого решения руководителя компании ничего не сдвинется с мертвой точки, поэтому инициатива Александра Котельникова особенно ценна.
Второе необходимое условие — готовность инвестировать. Общая стоимость проекта, реализованного в автозаводской компании, оценивается в три миллиона рублей, а основная статья расходов приходится на закупку оборудования: только коммутаторы стоят около 150 тыс рублей, а один IP-телефон — 50-500 долларов. К слову, сегодня в мире работают два основных производителя оборудования для IP-телефонии — Avaya и Cisco Systems. Оборудование, установленное в автозаводской компании, произведено Cisco Systems, единственным премьер- партнером которой в Нижнем Новгороде является компания «АЛТЭКС». Но если достойных альтернатив по основному оборудованию пока нет, то удешевить проекты уже можно.
- Мы пробуем использовать не только IP-телефоны Cisco Systems, но и, например, китайского производства, — говорит Александр Котельников, — Кроме того, многие наши сотрудники имеют только гарнитуры, а набор номеров и прием звонков осуществляют посредством софт-фонов — эмуляторов телефонных аппаратов в виде программы на компьютере.
Технические возможности позволяют подключать к системе IP-телефонии обычные аналоговые телефонные аппараты.
Есть основания полагать, что цены на оборудование для IP-телефонии в ближайшем будущем будут снижаться. Однако, как говорит Александр Котельников, ждать снижения цен в данном случае означает потерю времени, что лишает передовую компанию серьезного конкурентного преимущества.
ДЛЯ ПОЛНОГО РОСТА
- IP-телефония — это не только конкурентное преимущество в настоящем, но и задел на будущее, — продолжает тему Андрей Городнов. — Распределенная сеть масштабируется фактически в неограниченном объеме. То есть не что иное, как механизм защиты инвестиций.
Это важно для постоянно растущих компаний, таких как ООО «Автозаводские энергетические сети», где за три года численность персонала выросла вдвое.
- Пока мы внедряем IP-телефонию только в офисах, — говорит Александр Котельников. — Следующий этап — включить в сеть и наши производственные структуры.
Сегодня IP-телефония используется рядом нижегородских компаний. Только на счету «АЛТЭКСа» несколько десятков внедрений. Однако полноценная IP-телефония в виде распределенной сети автозаводской компании — первый реализованный проект такого уровня.
- Трудности, конечно, были, — поясняет Андрей Городнов, — Пришлось приводить в соответствие программное обеспечение заказчика и привлекать для подключения оборудования специалистов Cisco Systems. Но все, как говорится, к лучшему: мы получили бесценный опыт внедрения полноценной структуры, а компания «Автозаводские энергетические сети» — реальный инструмент для сокращения издержек и оптимизации управления.
- В результате внедрения IP-телефонии мы сэкономили более двух миллионов рублей, — резюмирует Александр Котельников. — Однако в процессе эксплуатации системы мы планируем сэкономить значительно больше.
К слову, срок окупаемости проектов подобного масштаба — от трех лет. Так что, как говорится, кто следующий?
Илья Кочетов |