Сеть специализированных магазинов "Домашний компьютер" Поздравления от партнеров и клиентов КАНЦ-OFF
О компании
Главная / О компании / Пресса о нас
Без медведей и гейш

По прогнозам, товарооборот между Японией и Россией в этом году впервые превысит 10 млрд долларов (по итогам 2004 года он составил 8,8 млрд долл.). В контексте взаимовыгодного сотрудничества можно только приветствовать увеличение числа прошедших стажировку в Японии представителей Нижегородской области. Это свидетельствует, с одной стороны, об энтузиазме директора Японского центра в Нижнем Новгороде Хироо Танемура, поддержанном властями, а с другой — об активном интересе к японскому бизнесу нижегородцев. Ясно, что интерес этот начинался с Москвы. Например, с 2003 года число членов московского бизнес-клуба с 65-ти увеличилось практически вдвое — сейчас в него входит 121 российская компания. Список с японской стороны также внушительный — по числу и масштабу представленных бизнесов, охватывающих все сферы экономической деятельности. В последнее время более активными, по словам Икеда, стали производственные компании. Объясняется это, по его мнению, довольно просто: решение Тойоты строить в России свой завод — это стимул для расширения сотрудничества. Понятно, что японские компании будут размещать свои производства в России, в частности, производства автокомплектующих. И Нижегородская область — один из сильных кандидатов, у которого есть шанс привлечь японские инвестиции под производство автокомплектующих.

Естественно, при строительстве завода потребуются сопутствующие услуги. Активизировались японские логистические и страховые компании: чувствуя потенциал финансового рынка России, они обрели уверенность в долгосрочном сотрудничестве. Если на российский рынок вышла Тойота — лидер японской индустрии, то значит, за ней будут вторая, третья, десятая компании.

Возможно, сыграл свою роль и другой знаковый момент — планируемое весной открытие крупного японского банка Токио-Мицубиси в Москве. Оба момента расценены японскими компаниями как толчок к реальному бизнесу в России. Наши деловые отношения переходят на новый этап, сказал Икеда, было бы неплохо вовремя включиться в процесс и нижегородскому бизнесу. Чем глубже контакт, тем больше возникает вопросов и проблем. Это естественно: интерес порождает не только взаимопонимание, но подчас и недоумение. Если вы видели страну-партнера, передайте полученные впечатления соотечественникам, посоветовал Икеда. Чтобы Россия не ассоциировалась только с белыми медведями, а Япония — с гейшами. Сам г-н Икеда еще в юности увлекся русским языком и стал поклонником русской классической литературы, и до сих пор не теряет интерес к России. Он поездил по стране, даже в Нижнем был шестой раз. Из каждой поездки выносит новые впечатления. Картину “Воззвание Минина” Константина Маковского, увиденную в Нижегородском художественном музее, назвал великим сокровищем. Вообще, потрясен нашими музеями, стремлением сохранить историческое и культурное наследие. Уже побывал в Дивееве, хочет посетить Болдино, Семенов, Городец, в ближайших планах поездка в Гороховец, заинтересовавший своей архитектурой и музеем, необычным для небольшого городка. “Мне кажется, говорит он, что во всем мире нет страны, где такое количество красивых мест, и даже русские знают мало о своем богатстве”. К слову, страну знает действительно неплохо, не только географию, но и культуру. Например, заметил, что для японцев могли бы быть интересны тематические туры по России — по местам, связанным с творчеством Чехова, Достоевского или великих русских композиторов.

Впечатления формируются не только музейными редкостями. Ханты-Мансийск с его говорящем о нефтяных деньгах великолепием, например, называет российским Кувейтом.

Советует японским бизнесменам выезжать в регионы, знакомиться с великой страной, не забывая предостерегать о возможных проблемах.

Первая — бюрократизм. Например, о существовании нотариуса Икеда узнал в России, где пришлось не раз посетить нотариальную контору. Был удивлен огромным офисным зданием и шикарным убранством федеральной таможенной службы. В Японии даже работающие по внешней торговле бизнесмены не знают таких таможенных офисов. То же с ФСН. Вывод: если у каждого ведомства есть огромные офисные площади, штаты, то, значит, у них есть и работа, а для бизнесмена это говорит об одном — огромное количество бумаг, печатей, писем, чего японские предприниматели не понимают. И не принимают. Хотя некоторые все же привыкают... Но если исправить этот недостаток, считает Икеда, это многое могло бы изменить в сфере экономического сотрудничества. С будущего года вводят новую форму по возвращению НДС — вопросов в анкете будет меньше вдвое, но достаточно было бы и одной пятой. Много волокиты. С этой проблемой надо бороться.

Вторая проблема — система регистрации, дискриминирующая иностранцев. Есть неприятные мелочи: в музеях, например, для иностранцев билеты стоят в 3—4 раза дороже. Но с необходимостью регистрироваться в каждом городе, даже если приехал на неделю к друзьям, приходится сталкиваться в редких странах мира. Складывается впечатление, что Россия отсталая по свободе бизнеса. Нужно преодолевать и формировать базу для дальнейшего сотрудничества.

Не утверждает, что проблем по входу в японский рынок российских компаний нет. Но японская бюрократическая машина подвижнее, не ставит барьеров для входа и пребывания на японском рынке. “Мы уже готовы давать 3-летнюю многократную визу российским бизнесменам, хотя у японцев пока только на год”.

Вопросов к г-ну Икеда было немало. Не на все он смог ответить. Впрочем, статистикой о том, сколько российских компаний уже работает на японском рынке, по его словам, не располагает даже российское торговое представительство в Японии.

Что интересует японцев в российской экономике? Прежде всего, компании, производящие комплектующие для автопрома. Во-вторых, продвижение собственных товаров на российский рынок (например, в Японии уже научились решать проблему паркинга, предлагая механизированные системы — в России они были бы востребованы). Третье направление — хай-тэк. Этот интерес подтверждает планируемое компанией Хитачи-хайтек (занимает на мировом рынке электронных микроскопов долю в 70 процентов) открытие представительства в Москве.

На просьбу охарактеризовать российского предпринимателя, отвечает: способные, умные... Нормальные. “Я больше вижу недостатки японских бизнесменов. Например, в сравнении с американскими у нас больше времени уходит на разговоры о погоде и церемонию прощания”.

На вопрос, что можно назвать визитной карточкой Нижегородской области в экономическом плане, задумывается. Потом называет Борский стекольный завод, известный японцам, и отмечает наше машиностроение и нефтехимию.

Говоря о перспективах сотрудничества, отмечает: область — один из самых близких для Японии регионов: 400 км от Москвы в пределах автодосягаемости. С формулировкой вопроса “В чем же мы недотягиваем?” не соглашается: “Япония только-только начинает сотрудничество с Россией, и в других регионах ситуация та же”.

Это Россия глазами японца. Стажировки в Японии не могут дать полного представления о стране, потому что узко профессиональны. Последняя, например, была посвящена логистике и дистрибьюции. О впечатлениях от стажировки и о Японии глазами русских.

Андрей ГОРОДНОВ, генеральный директор ЗАО “АЛТЭКС — группа компаний”:

— Поездка показала, что мы живем в разных мирах, и стажировка в Японии — это соприкосновение с другой цивилизацией. Даже мыслить иначе начинаешь после: знания и приемы работы, которые показывают японские компании, формируют другой взгляд на свой бизнес. А у многих российских бизнесменов — внутризаборный, местечковый взгляд, и стажировки — это тот способ, который позволяет его преодолеть. В свое время, в конце 90-х, мы стажировались в Швеции. Многие только начинали свое дело, не были управленцами, но увиденное дало мощный толчок для идей. В Нижнем, например, появился Спар. Так же и после стажировок в Японии — люди пошли в рост. Если брать кривую жизненного цикла компании, то большинство из российских бизнесов находится в первой трети этой кривой: когда идет бурный рост, ежегодно в жуткой конкуренции на 50—60, а то и 100 процентов. Побывав в Японии, мы поняли, что японские компании находятся в другом цикле развития, они уже прошли фазу боев за ежегодный рост и обороны достигнутых показателей. Там совершенно другой рынок, другая конкурентная среда, совершенно иные задачи.

Тема была интересная — логистика, но стало ясно, что для нас это тема завтрашнего дня. Мы еще не задумываемся, зачем бороться с логистическими издержками, но через 3—4 года это будет актуальнейшей задачей, которую придется решать каждой компании. Объясню. Например, нам показали детально отработанную схему аутсорсинга, о котором у нас начинают много говорить, но мало представляют, что это и как. Потому что для нас это преждевременно: у нас нет жесткой конкуренции. Например, я готов собственные функции компании по транспортным перевозкам передать другой компании, но не могу, потому что на рынке нет компаний, которые бы предоставили качественные услуги. Когда такой рынок будет сформирован, можно будет говорить о востребованности аутсорсинга. Хотим мы этого или нет, придется интегрироваться в мировую экономику. И, не зная завтрашних возможных конкурентов, невозможно эффективно конкурировать. Если есть точки роста, передовой опыт, то нужно их изучать. Вообще, стажировки дали не только много интересных встреч с японскими бизнесменами, возможность увидеть японские компании воочию. Стоит отметить и качественный теоретический материал, который был полезен и начинающим менеджерам, и асам. Повторю: стажировка была полезная. Потому что, углубляясь во внутрикорпоративные проблемы, мы рискуем промахнуться через несколько лет. То, что к логистическому ресурсу отношение поверхностное, это синдром сегодняшнего дня, и пережить его необходимо. В свое время нам очень помог опыт Швеции. Хотя, на мой взгляд, в текущем моменте нам более близок и интересен для изучения американский бизнес: Японию нужно знать как эталон.

Альбина БАЛЯСНИКОВА, руководитель группы транспорта ПО “Полированное стекло” БСЗ:

— Мы изучали схемы транспортировки. Ощущение, что заглянули в будущее. Побывали в компаниях, которые предоставляют все виды логистических и транспортных услуг, в токийском международном терминальном центре, где были буквально ослеплены чувством белой зависти. Замечу при этом, что Борский стекольный завод входит в структуру японской компании Асахи, и было приятно осознавать, что мы уже прошли определенный путь соответствия мировым требованиям.

Директору Японского центра господину Хироо Танемура было сказано немало благодарственных слов за организацию прямого контакта. Андрей Городнов, пожалуй, наиболее образно сформулировал эту миссию: Танемура соединяет растущий российский бизнес с цветущим японским.

 

 

 
О КОМПАНИИ:
История
Благотворительность
Пресса о нас
Нас поздравляют с 15-летием!





Обратите внимание:
 
 
Спецпредложение




Rambler's Top100



 Н.Новгород ул.Невская,23 т. (8312)166000, 111100, 111110 line1@altex.nnov.ru