"Прием" № 4 (100) 2006 г.
В апреле ЗАО «АЛТЭКС — группа компаний» исполняется 15 лет. В 1991 году на волне экономического либерализма в Нижнем Новгороде и области возникали сотни тысяч коммерческих предприятий, но только тысячи дожили до своего 15-летия, только сотни переросли из фирм с двадцатью сотрудниками в компании с числом более семисот работников, и только десятки стали настоящими символами бизнес-успеха. К последним без тени преувеличения можно отнести «АЛТЭКС». Тем не менее, история развития компании — это история поиска себя, история ошибок и их преодоления, история малых и больших побед, история становления и реализации уникальной бизнес-технологии.
ЧУВСТВА И РАЗУМ.
Год 1991. Открывшиеся после семидесяти лет вынужденного простоя креативные ресурсы россиян вырвались на свободу. Те, кто хотел и мог что-то делать, начали свой бизнес. Однако отсутствие каких бы то ни было знаний в этой сфере обусловило порывистость, эмоциональность в ведении дел. Не минула чаша сия и фирму "АЛТЭКС", организовал которую молодой, энергичный Алексей Трушин. И первые пять лет компания пробовала себя в совершенно различных сферах бизнеса — от производства телескопических удочек до поставок оборудования для автомобильной промышленности. Именно эмоциональная энергия и способность быстро генерировать идеи позволили компании "АЛТЭКС" в период с 1991-го по 1996 год находить нужные направления деятельности. Именно тогда в фирме научились ценить азарт, который так роднит бизнес со спортом. Поэтому спортивный азарт своих сотрудников компания поддерживает и приветствует до сих пор.
Однако времена менялись, менялось бизнес-пространство, и компания начала расти. А поскольку во главе ее подразделений стояли самые разные люди — механики, педагоги, инженеры, военные, то есть новички в менеджменте — то в управлении компанией наметились признаки управленческого кризиса. Для дальнейшего роста нужна была сбалансированная команда управленцев-профессионалов. И те дивиденды, которые удалось заработать за первую пятилетку, вложили в образование топ-менеджмента. Компании предстояло, помимо быстроты реакции на рыночные изменения, освоить еще и комбинаторную игру, то есть добавить к уже освоенному способу ведения бизнеса холодный расчет.
МНОГО ИЛИ МАЛО?
Именно с инвестиций в образование своих ключевых сотрудников начала фирма "АЛТЭКС" свою вторую пятилетку. И, кроме того, компания "АЛТЭКС" стала едва ли не первой нижегородской фирмой, которая обратилась за профессиональной помощью к сторонним консультантам. Этот шаг быстро принес свои плоды. Так, к 1998 году специалисты группы "АЛТЭКС" настолько поднаторели в управленческих науках, что грянувший в стране экономический кризис встретили спокойно. Более того, в период дефолта, когда большинство компаний в панике искало денежные средства для спасения от кризиса неплатежей, в "АЛТЭКСе" трудились над разработкой программного обеспечения для корпоративной информационной системы. Время доказало правильность выбранного пути: разработанная и внедренная после 1998 года корпоративная информационная система позволила сделать компанию более прозрачной и управляемой. Таким образом, предприятие смогло сосредоточиться на решении следующих неизбежных вопросов.
Было очевидно, что масштабная диверсификация бизнеса делает его, с одной стороны, максимально устойчивым, а другой — трудно управляемым. Острое понимание этого конфликта, заложенного в инструменте диверсификации, пришло как раз ко времени десятилетия компании. Свои активы компания сконцентрировала на наиболее перспективных направлениях деятельности, сохранив умеренное разделение бизнеса; остальные виды бизнеса были проданы. При выборе основного вида деятельности одним из определяющих стал тезис о том, что люди треть жизни проводят на работе. Поэтому рано или поздно работодатели поймут, что комфорт на рабочем месте — это лояльность сотрудников, а лояльность сотрудников — это половина успеха компании. Так, в 2001 году сложилось основное предложение от ЗАО "АЛТЭКС — группа компаний" — офисная интеграция. А диверсификацию бизнеса обеспечивают два розничных направления — сеть компьютерных салонов "Домашний компьютер" и салоны канцелярских товаров "Скрепка".
ВСЕГДА ЛИ ПРАВ КЛИЕНТ?
Третья пятилетка для компании началась с объединения ООО "АЛТЭКС", ЗАО "Документ Центр АЛТЭКС", ЗАО "АЛТЭКС-офис" в преуспевающее предприятие — ЗАО "АЛТЭКС — группа компаний". С тех пор в компании появился институт корпоративного управления — совет директоров. В совет, помимо топ-менеджеров компании, входят сторонние эксперты. Они призваны каждый бизнес-проект, предложенный сотрудником "АЛТЭКСа", проверять на отсутствие в нем "белых пятен". По признанию Андрея Городнова, опыт показывает, что проекты, авторы которых "защитили" его перед советом директоров, в 100 процентах случаев успешны. Таким образом, был получен инструмент, позволяющий принимать максимально взвешенные решения.
Конечно, в "АЛТЭКСе" понимают, что ориентироваться на запросы клиента, на диктат его потребностей необходимо. Так, занимаясь офисной интеграцией от установки компьютерных и телефонных сетей до обеспечения мебелью и канцелярскими товарами, компания решила добавить к набору своих услуг еще и внутреннюю отделку помещений. Раньше, предлагая клиентам офис под ключ, обращались для отделки помещений к субподрядчикам, Чтобы избежать рисков нарушения сроков, которые у бригад отделочников очень высоки, "АЛТЭКС" взял и эту обязанность на себя. Сегодня, по словам Андрея Городнова, темпы роста строительного подразделения самые высокие среди всех структурных подразделений.
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
Наработав за 15-летний период собственную успешную бизнес-технологию, ЗАО "АЛТЭКС — группа компаний" готово сделать следующий шаг в своем развитии. По словам Андрея Городнова, после 2006 года "АЛТЭКС" намерен развивать свой бизнес за счет постепенной экспансии в соседние регионы России. Здесь включается методика долгих выверенных расчетов, что тоже является частью уникальной бизнес-технологии "АЛТЭКСа".
Таким образом, совет директоров, сильная команда ведущих менеджеров, крепкий коллектив единомышленников, приспособляемость, гибкость и своевременная изменчивость, точный расчет — эта бизнес-идея и делает компанию успешной.
Илья Кочетов |